Навигационная деятельность
Организация оперативного управления и контроля за маршрутизированным движением пассажирских транспортных средств посредством использования систем навигации ГЛОНАСС является одним из важнейших вопросов развития транспортного комплекса.
На основании предложений и экономических расчетов управления дорог и транспорта в Закон Липецкой области «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» были внесены изменения, в соответствии с которыми перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по социально значимым маршрутам в межмуниципальном сообщении, на возмещение затрат, связанных с техническим оснащением транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS из областного бюджета было выделено 6,6млн. руб.
Данные средства использованы на приобретение и монтаж абонентских терминалов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на все транспортные средства, задействованные на межмуниципальной маршрутной сети области, оборудования для центральной диспетчерской службы.
За отчетный период управлением дорог и транспорта проведена работа по созданию на территории Липецкой области регионального сетевого оператора в сфере навигационных технологий и других результатов космической деятельности. Определенный Администрацией области региональный сетевой оператор в лице ОАО «Липецкие автобусные линии» успешно прошел процедуру отбора компаний для формирования партнерской региональной сети федерального сетевого оператора - ОАО «Навигационно-информационные системы» в Липецкой области. В соответствии с Протоколом заседания комиссии от 13.12.2011 г. №8, ОАО «Липецкие автобусные линии» выдан Сертификат №А0039 от 22.12.2011 г. о присвоении статуса регионального партнера федерального сетевого оператора на территории области.
Указанное предприятие квалифицированно, без привлечения сторонних организаций, произвело установку оборудования спутниковой навигации на весь подвижной состав автотранспортных предприятий области, задействованный на межмуниципальных социально значимых маршрутах. В предприятии создан отдел мониторинга транспорта, сотрудники которого круглосуточно осуществляют оперативный контроль за движением транспортных средств на линии, обеспечивают безопасность пассажирских перевозок, снижают вероятность нецелевого использования подвижного состава, а также случаев несанкционированного вмешательства на автомобильном транспорте. Кроме того, ОАО «Липецкие автобусные линии» организована служба технической поддержки навигационного оборудования перевозчиков.
В 2011 году значительная работа по оснащению оборудованием спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортных средств, осуществляющих перевозки на регулярных внутримуниципальных маршрутах, выполнена администрациями муниципальных образований области. По состоянию на 31.12.2011 г. аппаратурой ГЛОНАСС было оснащено более 80% подвижного состава, работающего на внутримуниципальных социально значимых маршрутах. Не оборудованные транспортные средства осуществляют перевозки только в Воловском, Долгоруковском и Тербунском районах. Главам указанных муниципальных образований необходимо принять меры по оснащению автобусов системой ГЛОНАСС.
Необходимо подчеркнуть, что Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. №790 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. №637» внесены коррективы в порядок лицензирования осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. С 1 января 2012 г. получение лицензии возможно в случае, если транспортные средства претендента оснащены в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, с 1 июля 2012 г. использование транспортных средств, не оборудованных аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, будет расцениваться как грубое нарушение лицензионных требований и условий и может повлечь за собой аннулирование действия лицензии на перевозки.
Использование навигационной системы ГЛОНАСС в автотранспортном комплексе позволяет не только повысить безопасность перевозок пассажиров и багажа, но и обеспечить улучшение финансового состояния перевозчиков. Круглосуточный мониторинг транспортных средств предотвращает нецелевое использование подвижного состава. Применение датчиков топлива в качестве дополнительного оборудования позволяет определить фактический расход топлива в различных условиях движения и снижает вероятность слива горючих материалов водительским составом. Возможности ГЛОНАСС достаточно широки, и их реализация зависит от грамотной работы руководителя предприятия в указанном направлении деятельности.
Кроме того, использование навигационной системы ГЛОНАСС позволит обеспечить дополнительный контроль за расходованием средств областного бюджета, направленных на финансирование транспортной отрасли.